Фотографы и поэты.

На эту заметку меня натолкнули бесконечные «треды» на форумах про умирающую фотографию. Меня коробит, что некоторые люди считают техническую часть процесса создания снимков чем-то особенным, данным им одним. Так вот, это совершенно не так. Главный лейтмотив моего спича — фотография сейчас и 20 лет назад это совершенно разные вещи.
Каких-то 20-30 лет назад, что бы снимать и получать результат нужно было как минимум купить не дешевую камеру и оборудовать темную комнату для печати. Соответсвенно, людей, обладающих этим оборудованием и навыками процесса, было не много. Для того, что бы добиться более-менее качественно снимка с пленки, действительно нужно было умение. Соответсвенно такие люди имели определенную ценность. Но не стоит путать умение работать с камерой и фотоматериалами творческим процессом. Это скорее ремесло, чем работа художника. Я имею ввиду ту часть, где происходила рутинная работа по проявке фотоматериала и т.д. А вот работа художника, то есть именно творческая часть, как тогда, так и сейчас практически не изменилась. Да собственно и ремесленная часть примерно такая же, только сейчас она происходит в графических редакторах и большинство операций просто автоматизировано. Сейчас, наоборот, в этой части стало еще больше творчества, больше возможностей.
Давайте сравним занятие фотографией с написанием стихов. Писать стихи технически очень легко. Для этого нужно еще меньше, чем фотографировать. Достаточно листка бумаги и карандаша. И многие пишут и публикуют, но Пушкиным же все не становятся. В процессе написания стихов основная работа именно творческая, а не техническая. Так вот, современная фотография очень схожа в этом со стихами. Для того, что бы начать снимать достаточно копеечной «мыльницы» или просто телефона с камерой и компьютер. Сейчас это доступно очень многим. И так же, как и со стихами не каждый сразу станет Бессоном или Анселем Адамсом, а возможно и вообще никогда не станет. Нужно провести большой труд над собой, не говоря уже о таланте. Именно сам технический процесс получения кадров сейчас «девальвирован». Не нужно проявлять пленку, что-то печатать, разводить реактивы и т.д. Доступность идет только на пользу. То что считалось качественно(именно технически) снятой фотографией 20 лет назад, сейчас таких кадров миллионы. Достаточно посмотреть любой хороший фотохостинг. Доступность фотографии приблизила её к искусству, а не отдалила, как считают некоторые. Больше людей снимают — большая конкуренция — лучшее качество. И я удивляюсь, как некоторые даже хотят получать деньги, за то что у них есть камера и они в состоянии нажать кнопку спуска затвора. Хотя, коммерческая сторона вопроса фотографии это отдельный разговор. Тут все зависит от зрителя, если он готов платить за процесс нажатия кнопки, то почему бы и нет. Возможно пока зритель просто не знает и не очень понимает за что нужно платить, а за что не стоит.
В итоге можно сделать вывод: люди, считающие, что доступность «убивает» фотографию просто начинают понимать, что они не конкурентноспособны и всячески пытаются убедить окружающих в своей уникальности.

Автор: Rastler

Администратор и автор блога